О жизни, взглядах, о профессиональном пути и многом другом мы побеседовали с доктором медицинских наук, врачом пластическим хирургом, Медицинский директор Центра эстетической медицины UMC - Зотовым Вадимом Александровичем.
- Вадим Александрович, почему вы решили стать врачом?
- Я всегда любил что-то делать руками: шить, вырезать по дереву, конструировать. Хотел совместить врачевание как специальность с философией. Врач всегда является философом, психологом, творцом. Хирургия как раз объединяет ряд качеств: добродетель, врачевание как искусство, философия как понимание жизни.
Я понимал, что в этой профессиональной деятельности могу соединить все свои внутренние предпочтения такие как: любовь работать руками, тонкую моторику, любовь к творчеству, к прекрасному.
Врачевание без понимания философии жизни это половина дела. Мы должны лечить не симптоматически, а радикально, то есть первопричину заболевания. Порой причинами болезней может быть не понимание своего места в жизни, на земле.
Пластическая хирургия дает мне возможность шить, украшать, совершенствовать человеческое тело. Человек является венцом природы, венцом красоты, особенно женщины.
В пластической хирургии совместилось все то, что мне близко.
Начинал я работать в общей хирургии, осваивая ее азы. Постепенно перешел в реконструктивную хирургию, затем в эстетику. У меня всегда была склонность к эстетическому восприятию действительности.
Я с детства занимаюсь рисунком, живописью. Все это позволило развиться и перейти в эстетическую хирургию. Меня всегда интересовало в хирургии эстетическая составляющая. С самого начала я делал поменьше разрезы, аккуратные, малозаметные швы.
- Быть врачом, на мой взгляд, это колоссальный труд, самоотдача, ответственность, высокое напряжение. Вас никогда не пугали, не останавливали сложности во время работы, ординатуры?
- Профессия хирурга крайне тяжелая. Это экстремальная профессия так как требует моральных, физических, умственных затрат на пределе. Особенно в экстренной хирургии, где человек зачастую находится между жизнью и смертью.
В пластической хирургии тоже не все радужно. Ответственность у нас чрезвычайно высокая, не дай бог случится какое-то осложнение. В нашей сфере осложнения не простительны. Если в общей хирургии осложнения являются более закономерным процессом, то в пластической хирургии эти вещи недопустимы: ни кривые швы, ни широкие швы, ни асимметрия.
Напряжение во время операции очень высокое, ответственность очень высокая. Мы оперируем здоровых людей и осложнения со стороны здоровья недопустимы.
Да, профессия тяжелая, ответственная, напряженная. У хирурга должна быть высокая степень физической выносливости.
Пациенты в пластической хирургии, как правило, очень требовательные, иногда очень капризные. Поэтому у нас все должно быть на высшем уровне.
Когда считают, что у пластического хирурга легкий хлеб: «ничего подобного».
- Вас посещали мысли: оставить хирургию, медицину?
- Были мысли оставить все уйти в какой-нибудь бизнес. Но твое внутреннее «Я» возвращает тебя в специальность. Две недели без операции, уже начинаешь скучать, испытывать беспокойство.
Как летчик не может бросить летать, так и хирург не может бросить оперировать.
Твоя работа становится частью твоей души, внутренней составляющей.
Конечно, сотни раз посещали мысли уйти из профессии, но находишь в себе силы, справляешься с трудностями. Важно не пасовать, понимать, что трудности всегда случаются. Жизнь не бывает без смерти, а хирургия не бывает без осложнений. Все это закономерные вещи, надо справляться, делать выводы, работать над ошибками и идти дальше.
Хирургию редко, кто покидает. В основном из-за резкого ухудшения здоровья или из-за понимания того, что другое направление ему ближе. Истинные хирурги не уходят из профессии. Быть хирургом это дар.
- Врач — это призвание?
- Врач — это призвание. Потому что специальность сложная, требует самоотверженного труда и несоразмерна по оплате. Также как учитель, ученный это тоже призвание.
Бог каждому раздает по призванию.
- Вы уже упоминали, что ваше хобби связано с творчеством, с рисунком? Какие ваши увлечения на данный момент?
- Живопись, резьба по дереву, дизайн интерьеров. Пишу стихи, книги, статьи. В этом году мы издали методическое пособие по пластике диастаза.
Мои хобби и увлечения это все то, что связано с красотой, с дизайном, с эстетическим восприятием мира.
И так как все хирурги экстремалы по сути своей, естественно в моей жизни присутствуют горные лыжи, мотоспорт, походы в горы, путешествия.
- Любите читать? Какую литературу предпочитаете?
- Конечно, люблю. Предпочитаю литературу с философским уклоном как часть познания мира, его понимание. Недавно перечитывал Довлатова. Прекрасно отношусь к классической литературе: Гоголь Н. В., Достоевский Ф. М. и так далее. Люблю наши бриллианты литературы перечитывать.
Конечно, я не отказываюсь от современной литературы. Предпочитаю читать настоящие бумажные книги.
Отдельную область в моей жизни занимает научная литература, не только по медицине, но и в области космонавтики, в создании летательных аппаратов, в области IT технологий, технического прогресса.
- Какие фильмы вы любите?
- Конечно, я люблю нашу классику – наследие СССР. Я люблю грамотно поставленные фильмы. Мне интересны картины, где есть философская подоплека, глубина, мотивы человека, поведенческие реакции.
Развлекательное кино могу посмотреть, но опять же это должна быть хорошая комедия.
Гайдай говорил: «Жизнь такая сложная, снимайте комедии, смотрите комедии».
Стараюсь не смотреть трагические картины, потому что я этого в жизни насмотрелся. Поэтому в моем просмотре фильмы, которые связаны с философией, про исследователей, про людей, которые осваивают просторы. Сохранилась любовь с детства к вестернам, наши советские фильмы о Великой Отечественной Войне.
Нравится современная русская мультипликация. Могу пересматривать классику мирового кино, такую как «Однажды в Америке», «Амели».
Должен отметить, сейчас умеют снимать, но по сравнению с концом 20 века снимают хуже. Цифровая съемка не дает той постановки кадра, глубины. Меня раздражают современные плоские кадры без воздушной перспективы.
Посмотрите фильмы середины, конца 20 века Герасимова и т.д. насколько многоплановое построения кадра. Люди разговаривают: съемка снизу, тут же съемка сверху, на перспективу, крупный план. Кадры можно сравнить с картиной, с художественным произведением, где есть композиция, воздушная перспектива, акценты, ритмика. Это целое искусство, недаром оно и называется искусство кино.
Современным кинематографистам есть над чем работать, особенно над построением кадра.
В свое время я увлекался художественной фотографией и у меня «режет» глаз, когда кадр построен плохо.
Я, конечно, не считаю себя кинокритиком, но у меня есть некие представления.
По глубинам человеческих переживаний это могут быть фильмы, уводящие в неразрешимые вопросы. Я люблю фильмы с погружением в подсознательное, мистические, где мистика граничит с правдой.
- Вадим Александрович, в каких местах вы бы хотели побывать? И какие страны вам запомнились?
- Мне все страны запомнились каждая по-своему и Европа, и страны Азии, и Африки. Когда путешествуешь по якобы богатейшей Европе, понимаешь, что одни из самых самодостаточных и богатых людей являемся мы в России.
Юго-Восточная Азия красочная, сытная, пышная, но в тоже время грязная. В Китае люди чрезвычайно любознательные, они творят, работают. Китай самая работящая страна, они и продвинулись за счет этого.
Чем меня поразила Западная Европа? Своей убогостью. У них огромное культурное наследие, но сами они ничего уже великого не производят.
В том числе убогостью социальной жизни в том плане, что все капиталистически ужато: любая кафешка очень тесная. Я зимой в номере не могу ходить легко одетым. У них нет центрального отопления как у нас. Нигде я не видел широты, размахов. В кафе и ресторанах, садишься, а у тебя ноги на проезжей части.
Кафе в Австрии, входит в 10-ку лучших
Для сравнения, позавчера я катался на лыжах, зашли в кафе: огромная площадь самого заведения, огромные столы.
Капитализм зажал людей до такой степени: воду они экономят, отопления нет. Люди в основном живут в арендованном жилье, 70% населения не могут себе позволить купить жилье. В Италии меня «убил» налог на дождь: на водосточной трубе стоит счетчик, и ты платишь за то, сколько воды у тебя вытекло, так как вы можете использовать эту воду скажем для полива.
В последние годы я остро стал ощущать Величие нашей Родины.
- Вадим Александрович, вы заметили, что в Европе еда пластмассовая или мне показалось?
- Нет не показалось, она действительно пластмассовая.
- Вадим Александрович, что вы считаете самым важным в жизни?
- В первую очередь это внутреннее состояние человека, как ты ощущаешь себя сам с собой. Должна быть внутренняя гармония.
Многих из нас куда-то отклонило, попался на какие-то удочки и живешь не своей жизнью. Важно занять свою линию в жизни, а это довольно не просто. Ты должен пройти огромные мыслительные процессы, чтобы прийти к гармонии с самим собой, с окружающим миром.
Второе, это профессия, которую ты любишь. Заниматься ненавистным делом это разрушать себя. Это своего рода добровольная тюрьма. Любимое дело это одна из основ здоровья.
Третье, гармония в семье. Гармоничные отношения с женой/мужем, детьми требует определённого труда, большой работы, чтобы возникло взаимопонимание. Ослепление любовью проходит, после чего надо искать пути, приходить к соглашениям.
Если в семье один другого подавляет это ни к чему хорошему не приводит.
Четвертое, это развитие. Должна быть смена декораций, пробовать новые занятия, ставить перед собой интересные цели. Монотонность убивает как мужчину, так и женщину. Монотонность в семейной жизни убивает отношения.
- Вадим Александрович, чтобы вы пожелали нашим читателям?
- Я бы пожелал находиться в гармонии с собой, с окружающим миром, людьми. Это принесет здоровья. Пожелать здоровья это одно, а пожелать здоровья через причинную связь это ценнее.
Новых интересных дел, проектов, увлечений, которые принесут радость.
Материального благополучия, чтобы было достаточно, не надо сверх много.
Здоровья близким, детям.
И обязательно любви к супругу(-е), к Родине, к Вселенной, потому что жить без любви нельзя.
Много людей находится в дисгармонии, такие люди, совершенно озверевшие накидываются с битами из машин. Я понимаю, что такие люди доведены до исступления, пошли по кривой дорожке, что доведет их до безумия. Они умирают от инфарктов, инсультов и всего прочего.
Поэтому желаю гармонии, гармонии и еще раз гармонии!
- Вадим Александрович, благодарю вас за открытый, интереснейший разговор!
Продолжение следует!